Гендиректор АО «Международный аэропорт «Уфа» А. Андреев: «Рынок авиаперевозок Башкирии в целом стабильный»

Несмотря на сложные политические и экономические условия 2016 года международному аэропорту «Уфа» удалось не только сохранить пассажиропоток, продолжить реализацию дорогостоящих инвестпроектов, но и выйти в прибыль. О том, как была организована и проведена эта работа, о задачах, стоящих перед уфимским аэропортом на ближайший год, агентству «Интерфакс-Поволжье» рассказал генеральный директор АО «Международный аэропорт «Уфа» Александр Андреев.

— Александр Вадимович, последние два года для аэропорта «Уфа» были непростыми: закрытие Египта и частично Турции. Насколько ощутимо сказались последствия политических событий на экономических показателях МАУ в 2016 году?

— Год был сложным. Тем не менее акционер аэропорта (правительство Башкирии — ИФ) поставил перед нами жесткую задачу: как минимум — достичь среднеотраслевых финансовых результатов, а по возможности — и превысить их. Мы эту задачу выполнили: объем чистой прибыли по итогам прошлого года составил более 158 млн рублей, при этом продолжили за свой счет проектирование модернизации внутреннего терминала стоимостью 90 млн рублей и произвели выплаты Сбербанку по кредиту — около 100 млн рублей. Таким образом, операционный финансовый результат предприятия говорит сам за себя.

Напомню, что в 2015 году мы все свои доходы инвестировали в реализацию ключевого проекта — строительство международного терминала. Привлечена упомянутая выше кредитная линия Сбербанка, выплаты по которой близки к завершению.

Сравнивая показатели 2015-го и 2016 года в целом мы — в силу политических и экономических причин — недополучили 215 млн рублей доходов при относительно сопоставимом объеме пассажиропотока (по итогам прошлого года пассажиропоток составил 2,318 млн человек против 2,313 млн человек в 2015 году). В частности, в результате отмены только чартерных рейсов аэропорт недополучил более 60 млн рублей доходов. То есть, при сходном объеме перевозок произошло изменение их структуры: пассажиров на международных направлениях стало намного меньше, нежели на внутренних, значительно более дешевых по стоимости для аэропорта.

Не углубляясь в перечисление известных нашему обществу объективных причин, отмечу, что авиапредприятие следовало утвержденному антикризисному плану. План подразумевал существенное повышение производительности труда за счет интенсификации графиков сменности, а также введения сокращенной рабочей недели в первом квартале 2016 года вследствие его крайне низкой загруженности. Мы, адекватно оценив ситуацию, пришли к выводу, что и в течение одной смены можно трудиться интенсивнее. Таким образом, производительность труда в объемных показателях была повышена на 12%.

Кроме того предприятие существенно сократило свои расходы, в том числе, затраты на обновление производственных фондов.

Кстати, достижения международного аэропорта «Уфа» были высоко отмечены на федеральном уровне. По результатам рейтинга отраслевого агентства «АвиаПорт» мы получили 4 «звезды» из 5 возможных за качество терминальной инфраструктуры и пассажирских сервисов.

Также в прошлом году аэропорт «Уфа» по версии «Воздушных ворот России» был признан лучшим в категории до 4 млн пассажиров в год по мнению экспертов и лучшим в категории более 1 млн пассажиров в год по результатам голосования пассажиров. Кроме этого наше авиапредприятие было удостоено национальной авиационной премии «Крылья России-2016», став «Аэропортом года».

Мы — единственное предприятие в республике, которое столько высоко оценили на федеральном уровне.

— Как Вы оцениваете старт 2017 года для деятельности аэропорта?

— Весьма неплохо мы начали этот год: рост общего пассажиропотока за 17 дней января этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 14,8% (в том числе на внутрироссийских направлениях — 11,5%, международных — 48%). Январь подтверждает востребованность открытых в декабре прошлого года рейсов в Омск, Ноябрьск, Белоярский, а также авиаперелетов на курорты Сочи.

Предполагаем, что в этом году мы обслужим такое же число пассажиров, что и в минувшем, 2016 году. Соотношение пассажиров на внутренних авиалиниях и международных — 9:1 — вероятно сохранится.

— Какие интересные тенденции в развитии маршрутной сети Вы бы отметили? Какие новые авиаперевозчики в этом году могут прийти в Уфу?

— Маршрутная сеть на региональном внутреннем рынке в 2017 году будет расширяться. Это будут три основных направления из Башкирии: южные курортные перевозки (Крым, Сочи, Геленджик), вахтовые пункты назначения — города Сибири, перелеты в Москву и Санкт-Петербург. А на международном направлении — вырастет число рейсов в Анталью (на данный момент согласовано 3 ежедневных рейса).

Число перевозчиков, скорее всего, сохранится. Возможно изменение степени их присутствия в общем объеме полетной программы и некоторая конкурентная борьба за удобное время прилета и вылета (аэропортовый слот). Башкирский региональный рынок авиаперевозок устоялся, в целом он — зрелый и стабильный.

Что касается тенденции удешевления авиауслуг, есть ряд компаний — сетевых перевозчиков, которые предлагают эконом-тарифы, продают блоки мест low-cost, мы с ними детально и конструктивно работаем.

— Каким направлениям инфраструктурного развития аэропортового комплекса в этом году будет уделено особое внимание?

— Приоритетным направлением было и остается создание комфортных условий для авиакомпаний и пассажиров. Так, мы адаптируем свою инфраструктуру под растущий объем внутрироссийских перевозок — если 4 года назад удельный вес международных перевозок в общем объеме составлял 33%, то сейчас — около 10%.

Соответственно, мы стараемся эффективно использовать уже имеющиеся площади, обеспечивая пассажирам максимально возможное удобство. Переоборудованный под внутренние линии сектор «С» в здании международного терминала полностью оснащен всем необходимым — от рамок спецконтроля до обустройства «стерильной» зоны, для посадки в самолеты выделены телетрапы. Пропускная способность сектора «С» — 300 пассажиров в час, что позволяет увеличить фактическую пропускную способность аэропорта по внутренним авиалиниям с 600 до 900 чел/час. Это — оптимальное решение и с точки зрения денежных затрат, и с точки зрения обслуживания рейсов и пассажиров в пиковые часы для ритмичной работы аэровокзала.

— Продолжая тему инфраструктурных изменений: какие проекты аэропорта в этом году близятся к завершению?

— В этом году вплотную подойдем к завершению наших двух крупных проектов: реконструкция аэродрома и проектирование внутреннего терминала.

Так, планируем ввести в эксплуатацию модернизированный аэродром, будет завершена реконструкция сопряжений взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, а также часть перрона. Общая площадь реконструированного объекта — 122 га силовой основы аэродрома.

В прошлом году в рамках этого проекта мы повысили безопасность полетов за счет ввода новой взлетно-посадочной полосы с усиленным более чем в полтора раза показателем несущей способности и оснащенной радиотехническим оборудованием по второй категории ICAO (Международная организация гражданской авиации — ИФ). Пропускная способность ИВПП также повышена вдвое: с 12 до 24 возможных взлетно-посадочных операций в час.

Значительно модернизирована инфраструктура, обеспечивающая авиационную безопасность — заменено периметровое ограждение протяженностью более 20 км. Совокупный объем федеральных средств, затраченных на этот масштабный трехлетний проект — порядка 7 млрд рублей федеральных средств, гарантийный срок эксплуатации — 20 лет.

Собственный проект — реконструкция аэровокзала. На первом этапе построен терминал для обслуживания международных авиалиний пропускной способностью 800 пассажиров в час, площадью 17,6 тыс. кв. м. Сейчас реализуется второй этап — проектирование внутреннего терминала, которое также планируем завершить в этом году. Особое внимание будет уделено объективно устаревшему инфраструктурному звену — зоне прилета пассажиров, поэтому начнем реализацию первого этапа с решения именно этой задачи.

В настоящее время проект проходит госэкспертизу. Начало строительства оптимистично планируем в конце 2017 года — начале 2018 года, а ввести объект в эксплуатацию — спустя полтора года, т.е. в 2019 году.

— Вопросы безопасности в аэропорту в настоящее время выходят на первый план. Удается ли сбалансировать высокие требования безопасности с комфортным обслуживанием пассажиров?

— Следуя тезису руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Васильевича Нерадько — «Инфраструктура аэропорта должна быть дружелюбной и неприступной», — мы воплощаем соответствующие инфраструктурные и технологические решения. Например, мы одними из первых аэропортов России внедрили автоматизированную систему учета пассажиров внутри терминала, которая обеспечивается модулем универсальной системы регистрации отечественного производства. И на этом наше развитие, безусловно, не остановится.

Интерфакс