Аэропорт Уфа — экзамен сдан на пять

Авиаузел Уфы в 2015 году пережил, пожалуй, крупнейшую за всю историю предприятия модернизацию и продемонстрировал, что динамичное развитие — прерогатива отнюдь не только крупных столичных аэропортов.

Залогом успешного развития авиаперевозок в стране являются вложения в наземную инфраструктуру — это не тайна, и именно поэтому на протяжении ряда лет федеральное правительство и региональные власти инвестируют немалые средства в развитие аэропортов России. Наряду с проектами, которые ещё находятся в стадии реализации, есть предприятия, где инновационная реконструкция уже завершена. О некоторых таких проектах мы рассказывали в предыдущих материалах. Наш следующий пункт назначения — Международный аэропорт «Уфа».

Уфа — один из крупнейших городов России (11 место) с населением более 1 млн 100 тыс. человек. Это крупный экономический, культурный, спортивный, научный и религиозный центр. Для многих россиян столица Башкирии ассоциируется с хоккейным клубом «Салават Юлаев». Одновременно с этим Уфа является и исторически важным транспортным узлом, что когда-то и определило столичный статус именно этого города республики.

Аэродром появился в Уфе более 80 лет назад. Регулярные авиалинии здесь существуют с 1933 года. Город является и крупным центром авиастроения. В 1941–1942 годах сюда было эвакуировано более 40 промышленных предприятий. Так на базе Уфимского мотостроительного завода были размещены 6 предприятий авиапромышленности (Рыбинский моторный завод № 26, 234-й и 451-й Ленинградский заводы, Московский завод № 219, Московское проектное бюро ЦИАМ, Воронежское конструкторское бюро В. А. Добрынина). Сегодня это — «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО), выпускающее двигатели для самолетов Су-25, Су-27, Су-30, Су-35 и других. В городе расположено и УАПО — Уфимское агрегатное производственное объединение, занимающееся разработкой и производством инновационной высокоточной техники для авиации.

Согласно интегральному рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год, составленному Санкт-Петербургским Институтом урбанистики, Уфа заняла второе место по комфортности проживания и два года подряд — в 2012 и 2013 годах занимала второе место в рейтинге Forbes «Лучшие для бизнеса города России». Успехи и перспективы Уфы не остались незамеченными. И в 2015 году Башкирии было доверено проведение крупнейших в России международных саммитов БРИКС и ШОС. К этим ответственным мероприятиям и был реализован комплекс работ по реконструкции аэропорта.

Аэропорт — лицо России и Башкирии

Во все времена руководители государства осознавали, что первое впечатление о стране -самое яркое и важное. Оно определяет настрой приезжающих иностранных гостей, те воспоминания о России, которые они увезут с собой. Именно поэтому особое внимание уделяется «воротам», через которые первые лица прибывают в страну — это должен быть не черный, а парадный вход. А если речь о воздушной гавани, то эти «ворота» должны быть современными, высокотехнологичными и работать как механизм швейцарских часов.

Еще 4 года назад инфраструктура аэропорта Уфы была в значительной степени изношена. На реализацию первой очереди модернизации аэродромного комплекса было выделено 2 млрд 880 млн рублей из федерального бюджета.

В рамках первого этапа реконструкции были проведены работы по расширению перрона, строительству семи стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов, площадки для обработки самолетов противообледенительной жидкостью. В соответствии с современными требованиями авиационной безопасности реконструировано периметровое ограждение длиной 22 километра. Весь комплекс видеонаблюдения заменен на более актуальный, использующий датчики движения и тепловизоры, также полностью обновлены биоочистные сооружения, дренажно-ливневая канализация аэродрома и система освещения, в том числе и мачты перрона. Этот этап работ длился полтора года и был завершен в июне 2015-го, как раз незадолго до предстоящего аэропорту экзамена на прочность — приему гостей международных саммитов ШОС и БРИКС.

«Реконструкция аэродромного комплекса была необходима. Как пример: между полосами у нас раньше была всего одна соединительная дорожка. Понятно, какие это вызывало проблемы. Сейчас по основному курсу полетов построили вторую рулежную дорожку.

Время занятия-освобождения полосы, выражаясь летными терминами, сократилось на 60–70%. Самолет приземляется, и теперь ему не надо разворачиваться в торце и следовать обратно к середине полосы. У нас 2 параллельные ИВПП, расстояние между осями — 1100 метров, что в теории позволяет в будущем автономно производить полеты с двух полос.

На сегодняшний день идет процесс капитальной реконструкции второй взлетно-посадочной полосы, которая позволит присвоить ей 2 категорию ICAO и производить взлет-посадку ВС без большинства погодных ограничений. Ввод в эксплуатацию второй ВВП запланирован на лето 2016 года. Сегодня мы также можем принимать самолеты категории Е (ред: широкофюзеляжные).

А с вводом в эксплуатацию второй ВПП мы будем практически не ограничены ни по типу самолетов, ни по метеоусловиям. С профессиональной точки зрения считаю, что сегодня аэродром "Уфа" входит в пятерку лучших аэродромов России», — рассказывает генеральный директор аэропорта Александр Вадимович Андреев.

В преддверии саммитов обновили не только аэродром, был полностью реконструирован устаревший международный терминал. Торжественная церемония открытия здания площадью 17,6 тыс. кв. метров со стоянками и телетрапами под большие самолеты стала беспрецедентной по составу гостей. В ней приняли участие: генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев и министры транспорта государств — членов ШОС и наблюдатели из Афганистана, Белоруссии, Китая, Киргизии, Монголии, Таджикистана и Узбекистана, а также глава Башкортостана Рустэм Хамитов. Право перерезать символическую красную ленточку на открытии терминала, отвечающего всем мировым стандартам, было предоставлено высоким гостям столицы Башкирии.

Интересно, что изначально обсуждалась идея концепции, аналогичной аэропорту «Шереметьево» — с постройкой второго терминала на другой стороне аэродрома. Но минусы такого решения в Уфе были очевидны. В итоге мнения профессионалов были учтены, и Глава республики принял решение строить в едином комплексе — моноблоке, аналогично концепции современных аэропортов.

«Мы сэкономили на этом большие деньги: единовременно на строительстве — не менее 1,5 млрд рублей и порядка 200 млн ежегодных эксплуатационных годовых расходов. То, что вы сейчас видите, это тоже промежуточная стадия развития. Мы пойдем по единому сообщению внутри общедоступной зоны терминала. Это позволит нам гибко реагировать на вызовы времени и перераспределять терминальные мощности для обслуживания международных и внутренних рейсов в зависимости от изменений пассажиропотоков. И сейчас мы над этим работаем», — поясняет Александр Андреев.

Одновременно с реконструкцией международного терминала были благоустроены привокзальная площадь и парковочный комплекс. Все пути подъезда/отъезда и высадки пассажиров логистически спланированы по образцу заграничных аэропортов и в соответствии с современными требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Отдельно стоит упомянуть еще один элемент аэропортовой инфраструктуры — средства производства. В преддверии встречи иностранных делегаций и глав мировых государств в уфимском аэропорту все понимали: системы аэронавигации, наземного обслуживания, телетрапы, все, вплоть до багажных лент, должно соответствовать современному уровню развития авиации. И стоит отметить, что все необходимые работы, по оснащению необходимыми средствами эксплуатации аэродрома и наземного обслуживания самолетов, уфимцам удалось провести вовремя, до валютных колебаний, благодаря чему никаких валютных кредитов у предприятия нет, кредитная нагрузка минимальна, коэффициент финансовой устойчивости — высокий.

Сегодня уфимский аэропортовый комплекс является не только одним из самых современных, но и входит в десятку крупнейших аэропортов России, обслуживая ежегодно более 2,3 млн пассажиров. По мнению главы Башкортостана Рустэма Хамитова, модернизация уфимского аэропорта стала «одной из самых ответственных задач» в рамках программы подготовки республики к приему гостей и делегатов международных саммитов ШОС и БРИКС, и она решена успешно.

Экзамен на высшем уровне сдан на пять

Саммиты ШОС и БРИКС стали не только импульсом к масштабной реконструкции аэропорта, но и серьезным экзаменом для коллектива. Чтобы было понятнее, в цифрах это дополнительно: 10 тыс. гостей, 28 литерных рейсов, в том числе 14 с первыми лицами государств. Самолеты садились с интервалом в 10 минут. Плюс невиданные доселе в Башкирии меры безопасности. Принять в аэропорту Уфы такое количество самолетов и высокопоставленных гостей со всего мира и без посторонней помощи было бы невозможно, если бы три года назад не началась реконструкция. И, конечно же, это было бы невозможно без слаженной работы всей команды уфимской воздушной гавани, которой не понадобилась никакая помощь извне.

С 7 по 11 июля 2015 года авиаузел параллельно с приемом делегатов выполнял штатную программу обслуживания регулярных внутренних и международных рейсов согласно расписанию. В целом за указанный период на прилет и на вылет аэропорт «Уфа» обслужил 412 рейсов. Во время прибытия и отправления литерных бортов авиаузел обслуживал по 3 воздушных судна одновременно. Дополнительный пассажиропоток во время саммитов составил 5889 человек, 1564 из которых — пассажиры рейсов глав государств и делегаций. Аэропорт принял десятки правительственных бортов, выдержав при этом четкое выполнение расписания регулярных рейсов, чем продемонстрировал высокий уровень профессионализма, подтвердил соответствие международным стандартам обслуживания и доказал свою способность бесперебойно работать в режиме пиковой нагрузки.

Высокие гости саммитов обслуживались, в основном, через VIP-зал. И здесь уфимцам есть чем гордиться. VIP-зал просторный и одновременно уютный, с приятным интерьером и приветливым персоналом. Пожалуй, он не только ничем не уступает VIP-залам московских аэропортов, но, на наш взгляд, еще и существенно комфортнее.

Но задача аэропорта заключается не только в обслуживании пассажиров. Саммиты стали испытанием и для аэродромных служб — им предстояло принять беспрецедентное количество столько самолетов в сжатые сроки, причем некоторые типы ВС впервые. Например, обслуживание двух самолетов Boeing 747-400 индийского и китайского лидеров. К этому моменту готовились, тренировались. В результате все необходимые работы провели без отклонений. В сухом остатке — саммиты прошли, а инфраструктура и опыт остались. «Сотрудники уфимского аэропорта провели гигантскую работу, — говорит Александр Андреев. — Выбранная нами тактическая схема оказалась верна, и с этой непростой задачей мы справились».

Одним словом, персонал АО «Международный аэропорт «Уфа» с честью отработал за всю страну. Президент России Владимир Путин выразил признательность руководству республики за успешно проведенные мероприятия международного уровня, а глава региона Рустэм Хамитов, министр транспорта России и руководство Росавиации поблагодарили коллектив уфимского аэропорта за работу, оценив ее на «пятерку».

Кадры решают всё

Эта широко известная и избитая фраза, между тем, лучше всего отражает суть успеха любого проекта и предприятия. Причем это в равной степени относится как к руководителям, так и к их подчиненным. И здесь необходимо, чтобы руководитель не только знал и понимал, как организовать технологический процесс, но и умел мотивировать сотрудников работать в команде, повышать квалификацию и делать свою работу добросовестно. Как показали саммиты, да и в целом результат работы аэропорта «Уфа», руководству это удалось реализовать в полной мере.

«Раньше предприятие представляло собой замкнутый технологический цикл. Замкнутый и экономически неповоротливый. Вплоть до того, что аэропорт сам содержал розничные пункты питания, и они приносили годовой убыток порядка 30 млн рублей. И вывод этой функции на аутсорсинг дал ощутимый экономический эффект — прибыль в 60 млн рублей. Аналогичная ситуация и в других непрофильных сегментах, например, это касается упаковки багажа. Приход профильной сетевой компании позволил увеличить нашу прибыль, даже с учетом экономического кризиса в стране», — поясняет Александр Андреев.

На предприятии ведется планомерная работа по улучшению условий труда и отдыха работников, а также по повышению социальной удовлетворенности персонала. За последние два года средняя заработная плата работников предприятия увеличилась более чем на 25 процентов и составила почти 32 тысячи рублей, что превышает аналогичные республиканские показатели. Действует и стабильно расширяется ряд программ по санаторно-курортному лечению и оздоровительному отдыху работников и членов их семей, развивается сотрудничество с крупнейшими санаториями и профилакториями республики. Всего в 2015 году на выплаты социального характера было направлено свыше 67 миллионов рублей.

С точки зрения эффективности внутренних процессов, производительность труда в аэропорту выше среднеотраслевой. Одна из важнейших задач, стоящих перед предприятием, — непрерывный рост уровня профессионализма и квалификации персонала. Если посмотреть на статистику авиационных событий в аэропортах России, уфимцы выглядят значительно лучше коллег и по количеству случаев повреждения ВС на перроне, и по повторяемости событий. Одно ПВС в течение 3–3,5 лет — это для многих коллег недостижимый показатель.

«Наш фокус — безопасность наземного обслуживания. Мы первый региональный аэропорт, который сертифицировался на соответствие стандартам ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations) в 2013 году. Это стандарт эксплуатационной безопасности. И все технологические процессы мы стараемся выстраивать в соответствии с этими требованиями, — говорит Александр Андреев. — Отлаженность процесса достигается во многом за счет регулярной отработки практических навыков. У нас для этого есть тренировочный самолет. Работники постоянно сдают квалификационный тест и его практическую часть — отрабатывают аварийный подъём, облив, подъезд/отъезд к ВС. Стараемся держать весь наземный персонал в форме и по эффективности рабочих процессов быть на высоте».

Как результат — высокий рейтинг удовлетворенности авиакомпаний службами предприятия. «У нас с авиакомпаниями заключены SLA, (соглашение о стандартах качества). Это помогает объективно оценить проблему, когда возникают разногласия по тем или иным вопросам. И не позволяет ни нам, ни нашим партнерам поддаться соблазну сокращения издержек в ущерб качеству», — подчеркивает руководитель уфимского авиаузла.

Что касается пассажиров, аэропорт также ориентирован на обратную связь. Руководство получает информацию с каждого рейса с помощью установленных во многих местах систем мониторинга удовлетворенности. Это в том числе и очереди ожидания на регистрацию и посадку, на паспортном контроле и на выдаче багажа. Результаты позволяют измеряемо говорить, что 97% пассажиров удовлетворены временем, в течение которого их обслуживают, и качеством предоставляемых аэропортом услуг. За последние два года количество жалоб снизилось на 40%.

Остались удовлетворены увиденным и мы. Аэропорт приятно удивил. Ещё пару лет назад трудно было представить, что в Уфе появится такой современный авиаузел и будет сформирована столь профессиональная команда единомышленников. Да и в целом Уфа преобразилась. Приятно осознавать, что внимание и федеральных властей, и руководителей регионов к развитию аэропортов начинает приносить свои плоды. И что на местном уровне происходит постепенная эволюция сознания — люди принимают для себя и начинают работать по самым высоким мировым стандартам. И как хорошо, что теперь для иностранных гостей Россия это не только «Шереметьево», а ещё и «Пулково», и «Сочи», и «Уфа»...

21 января 2016 года / Р. Гусаров, Ю. Кузьмина / Aviation EXplorer